Ах какое блаженство, ах какое блаженство: знать, что я совершенство, знать, что я идеал.
ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ
RECKONING OF YEARS
В отличие от летосчисления Арды летосчисление Средиземья представляется весьма сложным и запутанным. Не в последнюю очередь — из-за того, что существует (или существовало) несколько систем летосчисления, даты которых значительно разнятся между собой. Тем не менее, при тщательном изучении источников, можно с большой степенью достоверности составить на основе этих разнородных систем летосчисления общую картину.
Известны следующие системы летосчисления Средиземья: летосчисление Имладриса (возможно, это древний календарь эльдаров), летосчисления королей и наместников Гондора, летосчисления Хоббитании и Пригорья, а также Новое Летосчисление Воссоединенного королевства.
Летосчисление Имладриса
По этому летосчислению год — иен — состоит из ста сорока четырех лоа; каждый лоа включает шесть времен года плюс еще несколько дней. И иен, и лоа обозначают год: первое — год обрядовый, второе — календарный. Лоа (в переводе с квенийского «рост») состоит из гпуилэ, лаирэ, йавиэ, куэллэ, хривэ и коирэ; эти названия можно перевести как соответственно весна, лето, осень, «увядание», зима и «пробуждение». Все времена года длятся определенное число дней, а именно:
туилэ — 54 дня;
лаирэ — 72 дня;
йавиэ — 54 дня;
куэллэ — 54 дня (это время года также называют лассе-ланта);
хривэ — 72 дня;
коирэ — 54 дня.
(На синдарине названия времен года звучат как этуил, лаэр, йавас, фирит (или нарбелет), риу и эху up.)
Кроме того, к этим шести временам года добавляются еще пять дней (эндери) между осенью и увяданием, что в итоге дает 365 дней в году. Каждый лоа начинается с йестарэ — первого дня коирэ — и завершается меттарэ — последним днем, не принадлежащим ни к какому времени года.
Каждый двенадцатый лоа, не считая последнего в последнем из трех иенов подряд, число эндери удваивается, чтобы исправить несоответствия в датах.
Летосчисление Имладриса знает также астрономический год — коранар — и обрядовую шестидневную неделю — энкуиэ. Эта ритуальная неделя была принята не только эльдарами, но и нуменор-цами, дунаданами и хоббитами. На квенийском дни недели назывались Элегшя, Анария, Итилия, Альдуия, Менелия и Валания (Тарион). Дунаданы добавили седьмой день — дарения (по счету он был шестым, между Менелией и Валанией).
Летосчисление королей
Это летосчисление было принято в Нуменоре, а в Средиземье (Арнор, Гондор) использовалось приблизительно до 2100 года Третьей эпохи. Оно представляло собой календарь на основе летосчислении эльдаров и аданов. Неделя — энкуиэ — состояла из семи дней, месяц — астпар — из тридцати (в двух месяцах насчитывалось по 31 дню). Год — лоа — состоял из двенадцати астаров и еще трех дней; общее число дней составляло 365.
Названия и продолжительность астаров были следующими:
йестарэ — первый день;
нарвиниэ — 30 дней;
ненимэ — 30 дней;
сулимэ — 30 дней;
вирессэ — 30 дней;
лотэссэ — 30 дней;
нариэ — 31 день;
лоэнде — день летнего солнцеворота;
кермиэ — 31 день;
уримэ — 30 дней;
йаванниэ — 30 дней;
паркуэлиэ — 30 дней;
хисимэ — 30 дней;
рингарэ — 30 дней;
меттарэ — последний день.
Год начинался с зимнего солнцеворота. В високосные годы вместо лоэндэ считали два дополнительных дня — эндери.
Около 2100 года Третьей эпохи летосчисление королей заменили летосчислением наместников. Это произошло потому, что в летосчислении королей на-
копилось изрядное число ошибок в связи с високосными годами и смещением дат при переходе от эпохи к эпохе.
Летосчисление наместников
Это летосчисление ввел около 2100 года Третьей эпохи наместник Мардил, и оно постепенно было принято по всему Средиземью, за исключением Хоббитании и Пригорья. По новому летосчислению в каждом месяце было тридцать дней, а остававшиеся «свободными» пять дней не принадлежали ни к какому месяцу.
В начале Четвертой эпохи это летосчисление было заменено Новым летосчислением.
Летосчисление Хоббитании
Первый год по летосчислению Хоббитании соответствует 1601 году Третьей эпохи (следовательно, чтобы узнать год Третьей эпохи в исчислении эльда-ров и людей, нужно к хоббитанской дате прибавить 1600). В хоббитанской неделе семь дней — Стеррендей, Саннендей, Монендей, Тревесдей, Хевенсдей, Мересдей и Хайдей, или Главный День. Год состоит из двенадцати месяцев и нескольких дополнительных дней; в високосные годы еще добавляется день перед Хмелинами. Месяцы называются (в порядке следования): послегодъе, солнечник, pern, астрон, тримидж, прехмелъе, похмелье, свадебник, халимат, грязень, зимник, предгодъе. Кроме того, в году есть особые дни — Година (перед послегодьем), Хмелины (перед похмельем), Середина года и — в високосные годы — Запохмелье. Неделя начинается со стеррендея и заканчивается хайдеем. Хмелины длятся два дня: первая отмечается перед Серединой года, вторая — после. Годин тоже две: перед концом года первая, в начале следующего — вторая. Запохмелье —
большой "праздник, в последний раз отмечавшийся в 1420 году по Летосчислению Хоббитании, в год знаменитого урожая; легенды гласят, что с тех пор более пышных праздников не бывало.
Около 2700 года Третьей эпохи в Хоббитании была проведена реформа календаря, после чего в году стало ровно 52 недели.
Летосчисление Пригорья
Первый год летосчисления Пригорья соответствует 1300 году Третьей эпохи (в этом году первые хоббиты поселились в Пригорье). Календарь во многом напоминает хоббитанский, различаются лишь названия первого, четвертого, шестого, седьмого и с девятого по двенадцатый месяцев. В Пригорье они зовутся фрери, читинг, средник, мид, жатник, грязник, подзимовник и годинник. Кроме того, Средины называются Летниками.
Новое летосчисление
Введено в 3021 году Третьей эпохи (2 году Четвертой) государем Элессаром. Во многом схоже с летосчислением королей, однако новый год начинается весной, как в календаре эльдаров; все месяцы длятся по тридцать дней. Календарь выглядит следующим образом:
Йестарэ — первый день, праздник победы над Сауроном;
Вирессэ;
Лотэссэ;
Нариэ;
Кермиэ;
Уримэ;
Йаванниэ;
Эндери — три дня, второй из которых зовется Лоэнде;
Наркуэлиэ;
Хисимэ;
Рингарэ;
Нарвиниэ;
Ненимэ;
Сулимэ;
Меттарэ — последний день.
В високосный год к месяцу Йаванниэ добавляется еще один день — Кормарэ (это праздник, день рождения Фродо Торбинса).
Вдобавок в комментариях к Алой Книге содержится сводная таблица месяцев года по разным летосчислениям и приводятся любопытные сведения относительно летосчислении Средиземья.
Примечание.
Летосчисление Хоббитании опережает современный календарь приблизительно на десять дней; таким образом, современное первое января примерно соответствует 9-му послегодью.
Отсюда.
RECKONING OF YEARS
В отличие от летосчисления Арды летосчисление Средиземья представляется весьма сложным и запутанным. Не в последнюю очередь — из-за того, что существует (или существовало) несколько систем летосчисления, даты которых значительно разнятся между собой. Тем не менее, при тщательном изучении источников, можно с большой степенью достоверности составить на основе этих разнородных систем летосчисления общую картину.
Известны следующие системы летосчисления Средиземья: летосчисление Имладриса (возможно, это древний календарь эльдаров), летосчисления королей и наместников Гондора, летосчисления Хоббитании и Пригорья, а также Новое Летосчисление Воссоединенного королевства.
Летосчисление Имладриса
По этому летосчислению год — иен — состоит из ста сорока четырех лоа; каждый лоа включает шесть времен года плюс еще несколько дней. И иен, и лоа обозначают год: первое — год обрядовый, второе — календарный. Лоа (в переводе с квенийского «рост») состоит из гпуилэ, лаирэ, йавиэ, куэллэ, хривэ и коирэ; эти названия можно перевести как соответственно весна, лето, осень, «увядание», зима и «пробуждение». Все времена года длятся определенное число дней, а именно:
туилэ — 54 дня;
лаирэ — 72 дня;
йавиэ — 54 дня;
куэллэ — 54 дня (это время года также называют лассе-ланта);
хривэ — 72 дня;
коирэ — 54 дня.
(На синдарине названия времен года звучат как этуил, лаэр, йавас, фирит (или нарбелет), риу и эху up.)
Кроме того, к этим шести временам года добавляются еще пять дней (эндери) между осенью и увяданием, что в итоге дает 365 дней в году. Каждый лоа начинается с йестарэ — первого дня коирэ — и завершается меттарэ — последним днем, не принадлежащим ни к какому времени года.
Каждый двенадцатый лоа, не считая последнего в последнем из трех иенов подряд, число эндери удваивается, чтобы исправить несоответствия в датах.
Летосчисление Имладриса знает также астрономический год — коранар — и обрядовую шестидневную неделю — энкуиэ. Эта ритуальная неделя была принята не только эльдарами, но и нуменор-цами, дунаданами и хоббитами. На квенийском дни недели назывались Элегшя, Анария, Итилия, Альдуия, Менелия и Валания (Тарион). Дунаданы добавили седьмой день — дарения (по счету он был шестым, между Менелией и Валанией).
Летосчисление королей
Это летосчисление было принято в Нуменоре, а в Средиземье (Арнор, Гондор) использовалось приблизительно до 2100 года Третьей эпохи. Оно представляло собой календарь на основе летосчислении эльдаров и аданов. Неделя — энкуиэ — состояла из семи дней, месяц — астпар — из тридцати (в двух месяцах насчитывалось по 31 дню). Год — лоа — состоял из двенадцати астаров и еще трех дней; общее число дней составляло 365.
Названия и продолжительность астаров были следующими:
йестарэ — первый день;
нарвиниэ — 30 дней;
ненимэ — 30 дней;
сулимэ — 30 дней;
вирессэ — 30 дней;
лотэссэ — 30 дней;
нариэ — 31 день;
лоэнде — день летнего солнцеворота;
кермиэ — 31 день;
уримэ — 30 дней;
йаванниэ — 30 дней;
паркуэлиэ — 30 дней;
хисимэ — 30 дней;
рингарэ — 30 дней;
меттарэ — последний день.
Год начинался с зимнего солнцеворота. В високосные годы вместо лоэндэ считали два дополнительных дня — эндери.
Около 2100 года Третьей эпохи летосчисление королей заменили летосчислением наместников. Это произошло потому, что в летосчислении королей на-
копилось изрядное число ошибок в связи с високосными годами и смещением дат при переходе от эпохи к эпохе.
Летосчисление наместников
Это летосчисление ввел около 2100 года Третьей эпохи наместник Мардил, и оно постепенно было принято по всему Средиземью, за исключением Хоббитании и Пригорья. По новому летосчислению в каждом месяце было тридцать дней, а остававшиеся «свободными» пять дней не принадлежали ни к какому месяцу.
В начале Четвертой эпохи это летосчисление было заменено Новым летосчислением.
Летосчисление Хоббитании
Первый год по летосчислению Хоббитании соответствует 1601 году Третьей эпохи (следовательно, чтобы узнать год Третьей эпохи в исчислении эльда-ров и людей, нужно к хоббитанской дате прибавить 1600). В хоббитанской неделе семь дней — Стеррендей, Саннендей, Монендей, Тревесдей, Хевенсдей, Мересдей и Хайдей, или Главный День. Год состоит из двенадцати месяцев и нескольких дополнительных дней; в високосные годы еще добавляется день перед Хмелинами. Месяцы называются (в порядке следования): послегодъе, солнечник, pern, астрон, тримидж, прехмелъе, похмелье, свадебник, халимат, грязень, зимник, предгодъе. Кроме того, в году есть особые дни — Година (перед послегодьем), Хмелины (перед похмельем), Середина года и — в високосные годы — Запохмелье. Неделя начинается со стеррендея и заканчивается хайдеем. Хмелины длятся два дня: первая отмечается перед Серединой года, вторая — после. Годин тоже две: перед концом года первая, в начале следующего — вторая. Запохмелье —
большой "праздник, в последний раз отмечавшийся в 1420 году по Летосчислению Хоббитании, в год знаменитого урожая; легенды гласят, что с тех пор более пышных праздников не бывало.
Около 2700 года Третьей эпохи в Хоббитании была проведена реформа календаря, после чего в году стало ровно 52 недели.
Летосчисление Пригорья
Первый год летосчисления Пригорья соответствует 1300 году Третьей эпохи (в этом году первые хоббиты поселились в Пригорье). Календарь во многом напоминает хоббитанский, различаются лишь названия первого, четвертого, шестого, седьмого и с девятого по двенадцатый месяцев. В Пригорье они зовутся фрери, читинг, средник, мид, жатник, грязник, подзимовник и годинник. Кроме того, Средины называются Летниками.
Новое летосчисление
Введено в 3021 году Третьей эпохи (2 году Четвертой) государем Элессаром. Во многом схоже с летосчислением королей, однако новый год начинается весной, как в календаре эльдаров; все месяцы длятся по тридцать дней. Календарь выглядит следующим образом:
Йестарэ — первый день, праздник победы над Сауроном;
Вирессэ;
Лотэссэ;
Нариэ;
Кермиэ;
Уримэ;
Йаванниэ;
Эндери — три дня, второй из которых зовется Лоэнде;
Наркуэлиэ;
Хисимэ;
Рингарэ;
Нарвиниэ;
Ненимэ;
Сулимэ;
Меттарэ — последний день.
В високосный год к месяцу Йаванниэ добавляется еще один день — Кормарэ (это праздник, день рождения Фродо Торбинса).
Вдобавок в комментариях к Алой Книге содержится сводная таблица месяцев года по разным летосчислениям и приводятся любопытные сведения относительно летосчислении Средиземья.
Примечание.
Летосчисление Хоббитании опережает современный календарь приблизительно на десять дней; таким образом, современное первое января примерно соответствует 9-му послегодью.
Отсюда.
@темы: разное